В Пензе на межрегиональном форуме обсудили вопросы развития образовательного кластера

В Пензе на межрегиональном форуме обсудили вопросы развития образовательного кластера

В правительстве Пензенской области состоялся Межрегиональный форум с международным участием «Общественные организации как драйвер развития образовательного кластера в регионе».

Мероприятие проходило в рамках организованного в Пензе трехдневного совещания председателей региональных организаций Общероссийского Профсоюза образования Приволжского федерального округа «Мы едины историей и деятельностью Общероссийского Профсоюза образования». В форуме приняли участие профсоюзные лидеры регионов ПФО, представители министерства образования Пензенской области, начальники муниципальных органов управления образованием региона, директора школ, колледжей и другие работники отрасли.

В начале обстоятельного диалога первый заместитель председателя правительства Пензенской области Олег Ягов предложил участникам сосредоточиться на темах, которые обозначены в рамках дискуссии. В первую очередь, это касается развития системы педагогических классов в школах сурского края, которых насчитывается уже 40.

— Работа психолого-педагогических классов для правительства Пензенской области – это тема номер один. Почему? Потому что мы живем в сложные времена: интернет-пространство влияет на психику человека. Соответственно, нам очень нужны кадры психологов, педагогов, и мы это направление отрабатываем. В подготовке педагогических кадров важны как качество, так и количество. В целом у нас неплохие цифры. Но педагогических кадров не хватает. Поэтому эта тема очень актуальна. Молодые педагоги делают первые шаги, и институт наставничества осуществляет их сопровождение. Важнейшая тема — социальные гарантии для студентов, молодых педагогов, наставников. Мы знаем, что многие студенты уже в стенах вузов создают семьи. Для того, чтобы они (особенно юноши) оставались в профессии, нам нужны социальные гарантии, в том числе и от профсоюзов, — отметил Олег Ягов. 

Он указал, что участники дискуссии могут предложить и другие темы для обсуждения.

Научный руководитель Учебного центра Общероссийского Профсоюза образования, заведующий лабораторией проблем непрерывного развития педагогических кадров Центра развития педагогического образования Российской академии образования Раис Загидуллин проинформировал коллег о новых трендах в системе образования.

— Сегодня развитие системы педагогических кадров и непрерывного профессионального обучения является ключевой проблемой в том мире, в котором мы с вами живем. А он достаточно неспокойный и характеризуется такими особенностями, как: хрупкость, тревожность, нелинейность. Социальные тезисы, которые работали еще лет 15-20 лет назад, неактуальны. Поэтому мы должны не только понимать тренды развития современного мира, но и пытаться их «обуздывать». В этой связи важны любые форматы общественной связи, общественного взаимодействия. Они нужны для всех отраслей, в том числе и для сферы образования. Все, кто был включен в разработку стратегии развития образования до 2030 года, знают, что разобщенность общественных групп там обозначена как ключевая проблема. И поэтому наша встреча, первая в Приволжском федеральном округе, может стать очень значимой, — сказал Раис Загидуллин.

Говоря о реализации модели деятельности образовательного кластера «Педагогические кадры для устойчивого развития Пензенской области», министр образования региона Алексей Фомин указал, что Пензенская область в федеральный проект «Профессионалитет» вошла с сельскохозяйственным кластером, а затем появились строительный и педагогический. Последний создан для того, чтобы справиться с дефицитами, которые существуют в регионе. За полтора года проделана огромная работа по развитию кластера.

— Нацпроект «Образование» завершился в 2024 году, но мы в Пензенской области продолжаем в рамках национальных проектов «Молодежи и дети», «Кадры», «Семья» реализовывать все мероприятия, которые заложены в эту миссию. Это строительство и ремонт образовательных организаций, дошкольных учреждений, детских лагерей и учреждений дополнительного образования. Все эти возведенные локации напрямую зависят от обеспеченности кадрами. И основной идеей кластера стало объединение усилий и ресурсов для решения стратегических задач развития педагогической отрасли в регионе. Инициатором создания образовательного кластера «Педагогические кадры для устойчивого развития Пензенской области» стал наш губернатор Олег Владимирович Мельниченко. Система кластера объединяет 44 участника, в том числе три колледжа, 12 школ, 10 детских садов и пять учреждений дополнительного образования. Ядром кластера является Пензенский социально-педагогический колледж. Мы определили круг социальных партнеров и механизм взаимодействия с ними, который позволил эффективно использовать потенциал кластера для решения стратегических задач развития педагогического отрасли. Отправной точкой выбора стала необходимость обеспечения согласованности, мобильности взаимодействия всех членов кластера и его социальных партнеров в продуктивной реализации задач, — подчеркнул Алексей Фомин.

Он добавил, что решение включить в состав кластера представителей органов управления образованием районов Пензенской области было правильным. Так как сократилась цепочка управленческих шагов в реализации задач целевого набора на педагогические специальности, организации профильных классов. С другой стороны, руководители отделов образования получили реальный инструмент ликвидации кадрового голода в подведомственных образовательных организациях.

— Еще одной особенностью нашей модели является включение в нее общественных организаций, в первую очередь профсоюза работников образования, как гаранта социальной поддержки, — уточнил министр образования.

Первый зампред правительства Олег Ягов отметил, что региональный кабмин старается компенсировать недостаток бюджетных мест для будущих педагогов в вузе открытием таковых в системе среднего профобразования. Особая роль в подготовке кадров отводится федеральному проекту «Профессионалитет».

— Если на уровне высшей школы недостаточно выделяют бюджетных мест, то за счет колледжей, где у нас имеются региональные ресурсы, мы стараемся сбалансировать ситуацию. Второй момент: «Профессионалитет» – это сила. Поэтому руководителям профсоюзных организаций образования из других регионов Поволжья скажу: если ваши педагогические колледжи не вошли в проект, то это нужно сделать обязательно. Если мы не будем создавать современные лаборатории, покупать новое оборудование и не сделаем красивые, теплые спортзалы, то будет сложно говорить о развитии, — обозначил Олег Ягов. 

В этой связи первый заместитель председателя правительства посоветовал гостям побывать с экскурсией в Пензенском социально-педагогическом колледже, чтобы оценить преимущества развития педагогического кластера в рамках «Профессионалитета».

Олег Ягов добавил, что региональная власть готова увеличить финансирование целевой подготовки педагогов-психологов в системе среднего профобразования, если будет расти спрос на специальность.

Председатель Пензенской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Алла Маркова поделилась опытом реализации мер социальной поддержки и закрепления молодых специалистов в сфере образования.

— Одним из основных направлений деятельности областной организации Профсоюза образования всегда являлось оказание содействия в развитии системы образования региона. Прежде всего, это касается реализации комплекса гарантий, поддержки студенчества и педагогов. Спектр комплексных мер поддержки студенческих семей разнообразен и направлен, прежде всего, на сохранение и укрепление молодой семьи. Помимо материальной помощи, в регионе создан семейный клуб в Пензенском государственном университете, организуются центры поддержки молодых семей, проводятся консультации по различным мерам поддержки и льготам. В рамках эффективного взаимодействия с региональным министерством образования реализуется областное отраслевое соглашение. Оно устанавливает общие условия оплаты труда работников образования, гарантии, компенсации и льготы, — указала Алла Маркова. 

Она подробно рассказала о различных мерах поддержки студентов и педагогов. Это и стимулирующие выплаты молодым специалистам, и повышение квалификации женщин после выхода из отпуска по уходу за ребенком, и сохранение условий оплаты труда, и дополнительные оплачиваемые отпуска, и многое другое.

Развитие системы поддержки ведется по основным ключевым направлениям. Одним из них является закрепление молодых специалистов в регионе. Этому способствует развитие наставничества, которое служит эффективным инструментом в профессиональном сопровождении и росте молодых педагогов.

Директор Гомельского государственного педагогического колледжа имени Л.С.Выготского Ирина Казимирова (Беларусь) рассказала о сотрудничестве с общественными организациями как ресурсе повышения эффективности педагогической работы.

Исполнительный директор издательского дома «Методист», советник Российской академии естествознания Ольга Беркович поделилась опытом в повышении эффективности взаимодействия общественных организаций в системе образования.

Председатель регионального отделения Пензенской области «Движение первых» Сергей Зиновьев рассказал о системе наставничества движения как элементе воспитательного процесса.

Региональный координатор проекта «Навигаторы детства» Мария Гаврюшина поведала о выстраивании профессиональной траектории обучающихся возможностями проекта «Навигаторы детства».

Председатель совета Ассоциации классных руководителей Пензенской области Ольга Захарова проинформировала о практических кейсах и инструментах ассоциации для работы с молодыми кадрами.

Директор школы №12 Пензы, руководитель регионального клуба «Наставник 58» Екатерина Куликова рассказала о системе наставничества в сурском крае.

Руководитель комиссии по связям с общественностью и СМИ Пензенской областной общественной организации Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда Вооруженных Сил и правоохранительных органов Маргарита Гаврилова поделилась информацией о ветеранах, являющимися наставниками молодых педагогов.

В завершении форума состоялось награждение отличившихся работников образования.

Научный руководитель Учебного центра Общероссийского Профсоюза образования Раис Загидуллин вручил нагрудный знак Общероссийского Профсоюза образования «За социальное партнерство» министру образования Пензенской области Алексею Фомину.

Глава регионального образовательного ведомства отметил благодарностями министерства преподавателей Пензенского социально-педагогического колледжа Елену Радомыльскую и Наталью Нечай.

Почетные грамоты министерства образования области получили методист Лариса Матюхина и заместитель директора по воспитательной работе Пензенского социально-педагогического колледжа Екатерина Тишкина.

Председатель регионального отделения Пензенской области «Движение первых» Сергей Зиновьев и региональный координатор проекта «Навигаторы детства» Мария Гаврюшина были отмечены областным советом ветеранов памятной медалью «За активную наставническую деятельность».

Председатель совета Ассоциации классных руководителей Пензенской области Ольга Захарова и директор школы №12 Пензы Екатерина Куликова получили памятные медали «Педагогу-наставнику».

Share this content: